Многим специалистам знакома ситуация, описанная ниже.Вам поставили задачу: подготовить отчет по темпам роста продаж компании за определенный период. Вы берете необходимые данные, делаете расчеты, оформляете таблицу—отчет готов. Но, как оказалось, в вашем отчете не те показатели, которые были нужны руководителю, хотя вы рассчитали именно «темпы роста»—согласно заданию. Почему же так получилось?
Дело в том, что при анализе рядов динамики используют темп роста и темп прироста. Это не один и тот же показатель, но по поводу их трактовки возникают разногласия, их часто путают—говорят об одном показателе, подразумевая другой. Давайте разберемся.
Темп роста – это соотношение текущего значения ряда с предыдущим (или со значением, принятым за базу сравнения). Для наглядности результата рассчитанный показатель переводят в процентный формат, умножая на 100%. Общая формула темпа роста выглядит так:
Темп роста = (Текущее значение / Предыдущее значение) * 100%
Для того, чтобы найти темп прироста, нужно отнять от значения темпа роста единицу и полученный результат умножить на 100%. Формула темпа прироста выглядит так:
Темп прироста = (Темп роста - 1) * 100%
Рассмотрим эти показатели на примере.В таблице1 представлены данные по продажам компании за период октябрь-ноябрь 2014 года – по регионам и по компании в целом.
Таблица 1
Расчет показателей динамики продаж компании за октябрь-ноябрь 2014 года
В этой же таблице рассчитаны показатели динамики продаж. Например, темп роста для региона «Восточный» мы рассчитали так :
(600 000 / 300 000) * 100%.
Темп прироста для региона «Восточный» рассчитан так:
((600 000 / 300 000) -1) * 100%.
Аналогично рассчитаны темпы роста и прироста для остальных регионов и по фирме в целом.
Темп роста для региона «Восточный» составил 200%, темп прироста – 100%. Продажи выросли в 2 раза, «приросли» на 100%. В «Западном» регионе значение темпа роста отрицательное (меньше 100%), темп прироста показывает, что продажи в этом регионе в ноябре снизились на 25% по сравнению с октябрем. В «Северном» регионе продажи в ноябре остались на уровне предыдущего месяца: тем роста - 100% от значения в октябре, темп прироста, соответственно, «нулевой». В «Центральном» регионе продажи в ноябре составляют 85% от продаж октября, темп прироста показывает спад продаж на 15%. В «Южном» регионе продажи выросли в полтора раза: темп роста 150%, темп прироста 50%. В целом по фирме темп роста в ноябре составил 114,75%, то есть, продажи выросли на 14,75%.
Таким образом, темп роста показывает, как растет показатель в рассматриваемом периоде, во сколько раз он изменяется по сравнению с предыдущим значением.
Темп прироста показывает,на сколько показатель в текущем периоде отличается от показателя в предыдущем периоде, в нашем примере – на сколько продажи «приросли». При этом значение в предыдущем периоде (или база для сравнения) принимается за 100%.
Итак, не стоит путать темпы роста и прироста, рассчитываются они по-разному. Тот или иной показатель выбирают в зависимости от целей анализа в конкретной поставленной задаче.
|